ООО "Центр СПРУТ-Т" - Государственный оборонный заказ

Государственный оборонный заказ

Требования Законодательства к ИТ

Особенность предприятий, работающих с государственным оборонным заказом (ГОЗ), в том, что их работа регламентируется рядом специальных законов, накладывающих дополнительные требования к деятельности, управлению и ведению отчетности. Организовать работу в соответствии с этими требованиями достаточно сложно без соответствующей автоматизации бизнес-процессов.
Таким образом, законодательное поле накладывает определенные требования и к информационному полю.
В первую очередь законодательство о ГОЗ регламентирует ЦЕНЫ, СРОКИ исполнения и УЧЕТ (позаказный учет), КАЧЕСТВО.
Таким образом, регламентируется ТРИ основных критерия управления предприятием: СЕБЕСТОИМОСТЬ-СРОК-КАЧЕСТВО
На первое место выходит перед оборонными предприятиями выходить СРОК выполнения. И это понятно. Чтобы произвести стратегическое изделие, погружаемое в океанские глубины задействовано около 1000 предприятий, для стратегического бомбардировщика – 800.Каждое предприятие-исполнитель должно выдержать срок своего заказа. При этом соблюсти качество и не выйти за пределы себестоимости
Правила ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, стандарты качества предъявляют следующие требования к информационной системе:
– единство предоставления взаимосвязанной информации и привязка к заказу;
– идентификация и прослеживаемость информации;
– реализация процессного подхода;
– план-фактный анализ работы предприятия.
Каким образом построить эффективное управление производством, как на организационную структуру наложить информационные взаимосвязи и создать информационное поле с соответствующими программными средствами – в материалах на данном сайте.

Основные законы ГОЗ

Основной закон, регламентирующий работу предприятий, выполняющих ГОЗ, – это Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (с изменениями и дополнениями). Он обязует предприятия обосновать цену, определить сроки выполнения государственных контрактов и вести позаказный учет деятельности по каждому из них. Позаказный учет касается как головного исполнителя, так и исполнителей:

Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя 
1. Головной исполнитель:
1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки…
18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; …
2. Исполнитель:…
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту…
Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
1. Головной исполнитель:
1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки…
18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; …
2. Исполнитель:…
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту…

Правила ведения позаказного учета изложены в Постановлении правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №47:

1.Организация … осуществляет учет затрат … отдельно по каждому государственному заказу.
2. Первичная учетная документация … оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
3. Фактические затраты группируются … в следующем порядке:
 – прямые затраты…;
 – накладные расходы…
…Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
4. Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой… и фактическими затратами.
1.Организация … осуществляет учет затрат … отдельно по каждому государственному заказу.
2. Первичная учетная документация … оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
3. Фактические затраты группируются … в следующем порядке:
 – прямые затраты…;
 – накладные расходы…
…Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
4. Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой… и фактическими затратами.

Согласно этому Постановлению предприятиям необходимо не только вести учет затрат по каждому заказу отдельно, но и группировать эти затраты соответствующим образом.

Материальные и трудовые затраты являются основными статьями затрат, которые участвуют в расчете и обосновании цены. Процесс ценообразования регламентируется Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 г. №200 (с изменениями):

II. Состав и содержание статей затрат
5. Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.
Группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.
При калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-экономической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47. В организациях, выполняющих государственный оборонный заказ, учет затрат, связанный с его выполнением, следует осуществлять отдельно по каждому виду продукции.
6. Статья калькуляции “Затраты на материалы” отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов … в качестве прямых затрат, исходя из установленных норм и нормативов расхода материалов …
7. Статья калькуляции “Затраты на оплату труда основных производственных рабочих” включает основную заработную плату и дополнительную заработную плату …относящуюся на конкретные изделия (заказы) в качестве прямых затрат.
II. Состав и содержание статей затрат
5. Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.
Группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.
При калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-экономической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47. В организациях, выполняющих государственный оборонный заказ, учет затрат, связанный с его выполнением, следует осуществлять отдельно по каждому виду продукции.
6. Статья калькуляции “Затраты на материалы” отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов … в качестве прямых затрат, исходя из установленных норм и нормативов расхода материалов …
7. Статья калькуляции “Затраты на оплату труда основных производственных рабочих” включает основную заработную плату и дополнительную заработную плату …относящуюся на конкретные изделия (заказы) в качестве прямых затрат.

Таким образом, для реализации раздельного учета требуется выявить ту трудоемкость и те материалы, которые относятся к конкретному заказу, и подтвердить эти данные соответствующей первичной документацией.

Позаказный учет

Одна из проблем реализации позаказного учета заключается в том, что информация на предприятия, зачастую, разрознена, трудно восстановить и собрать все документы по заказу, посчитать количество и стоимость выданных на конкретный заказ материалов, восстановить все данные по трудозатратам на него.

Выписываемые рабочие наряды (РН) на выполнение операции детали, сборочной единицы не всегда могут содержать привязку к заказу. Либо деталь может быть поставлена в план в отрыве от заказа, например, в качестве унифицированной. Также может выписываться сменное задание рабочему, в котором содержатся несколько операций разных деталей, которые не будут привязаны к заказу.

В последствии и возникает задача: как восстановить, привязать и доказать затраченную трудоемкость на заказ.

Поэтому стоит задача построить работу на предприятии таким образом, чтобы устранить как информационные разрывы этапами прохождения трудоемкости, так и разрывы в привязке трудоемкости к заказу.

Проблемы привязки к заказу материалов аналогичны привязки трудоемкости. Выдача в цех материалов может вестись по заявкам от производства по потребности на день, неделю и без привязки к конкретным заказам. Из-за этого очень сложно обосновать затраты на материалы и трудоемкость по заказу.

Решение этих проблем для предприятия выливается или в большие трудозатраты, или в проблемы с контролирующими органами. Поэтому на производстве требуется организовать электронный и бумажный документооборот так, чтобы всегда можно было восстановить и проследить к какому заказу документация относится.

Обоснование трудоемкости

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу
“Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу„

Трудоемкость (стоимость труда) – одна из основных статей калькуляции цены продукции.

Перед предприятиями, выполняющих ГОЗ, стояло две задачи по обоснованию трудоемкости:

1) при заключении контракта (договорная) и

2) по результатам деятельности (фактическая).

Из этого вытекала основная проблема – СХОДИМОСТЬ двух трудоемкостей и как обосновать трудоемкость.
Это порождало: несколько разных видов трудоемкости: “зарплатная”, “плановая”, “отчетная”...
Информационный прослеживаемый цикл трудоемкости разрывался. Порождались дополнительные или неклассические ветки трудоемкости.


Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ, А ТАКЖЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
фактически отменяет обязательную сходимость, а даже наоборот, стимулирует ее расхождение в сторону уменьшения:
Пункт 57. В случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пункте 6 настоящего Положения, или его этапов фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности (прибыли), учтенную в составе цены государственного контракта (контракта), сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, за счет проведения мероприятий по снижению затрат на поставку (включая производство) продукции (снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращению расходов на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), совершенствованию технологии, управления и других мероприятий, оформленных документально), и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены надлежащим образом и в полном объеме, а также соблюдены требования законодательства о государственном оборонном заказе, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), принятой в цене государственного контракта (контракта).

Также Постановление Правительства стимулирует предприятия к оптимизации и, следовательно, к автоматизации подготовки, управления производством и к автоматизации самого производства и сокращения издержек:
Пункт 54.В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере до 25 процентов этих затрат.

Отметим, что важность и значимость системы обоснованного трудового нормирования только возрастает:
– Можно выходить на реалистичное планирование по реалистичным обоснованным нормам времени.
– Платить реалистичную зарплату по реальным нормам времени.
– Не надо организовывать два потока трудоемкости.
– Есть стимул к оптимизации, автоматизации и сокращению издержек.

Систему управления проще построить, выходя на критерий Сроки, при этом балансируя критерием Себестоимость, а критерий Качество никто и не отменял.

Качество продукции

Основа качества изготовления продукции является качественно разработанная технологическая документация. Для предприятий, исполняющих ГОЗ, документация регламентируется стандартом качества ГОСТ РВ 0015-002-2012, (основанный на ГОСТ Р ИСО 9001 и расширенный с учетом особенностей выполнения ГОЗ):

4.2.3.2 …Конструкторская, технологическая и программная документация по комплексности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД.
“4.2.3.2 …Конструкторская, технологическая и программная документация по комплексности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД.„

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий и способствует:
c) повторяемости и прослеживаемости
“Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий и способствует:
c) повторяемости и прослеживаемости„

Смысл термина «Повторяемость» технологического процесса  в  том, что любой рабочий соответствующей профессии и квалификации может изготовить деталь по технологическому процессу.

ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ (traceability): возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается
“ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ (traceability): возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается„

Индивидуальная прослеживаемость изготовления деталей:

 – индивидуализация деталей;

– партий поставок материалов;

– паспорт качества.

Приобретение ПО в рамках ГОЗ

Приобретение прав на использование программного обеспечения можно отнести к номенклатуре общепроизводственных затрат или номенклатуре общехозяйственных затрат согласно Приложениям 5 и 6 к Порядку определения состава затрат на производство промышленной продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (в ред. Приказа Минпромторга России от 07.11.2013 N 1773).

НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

10

Прочие работы общепроизводственного назначения

Расходы на приобретение неисключительного права на использование программного обеспечения, включая фиксированный разовый и периодические платежи.

НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

11

Прочие работы общехозяйственного назначения

Расходы на приобретение неисключительного права на программное обеспечение, используемое в производстве и управлении, включая фиксированный разовый и периодические платежи.

Банковское сопровождение

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ  «О государственном оборонном Заказе», в целях обеспечения контроля целевого использования средств, предусматривается использование механизма обязательного банковского сопровождения.

Открываем отдельные счета в качестве соисполнителей ГОЗ в уполномоченных банках согласно ст.8.1 №275-ФЗ:

  • ПАО Сбербанк
  • Банк ВТБ (ПАО)
  • Банк ГПБ (АО)
  • АО «АБ «РОССИЯ»
  • ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
  • АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  • Банк «ВБРР» (АО)
  • АО «Россельхозбанк»
Форма обратной связи
×
Форма обратной связи
×
Написать Станиславу Сергеевичу Крюкову
×
Написать Алексею Григорьевичу Стисесу
×
Написать Алексею Геннадьевичу Запитецкому
×
Написать Вере
×
Написать Константину Викторовичу Гараеву
×
Написать Александру Александровичу Кокореву
×
Написать Николаю Сергеевичу Гришину
×
Написать Игорю Николаевичу Кулику
×
Написать Николаю Павловичу Голованю
×
Написать Герману Алексеевичу Родину
×
Написать Геннадию Владимировичу Серегину
×
Написать Александру Валерьевичу Частухину
×
Написать Романову Николаю Александровичу
×
Написать Алексею Александровичу Туманову
×
Написать Сергею Геннадьевичу Серегину
×
×
Заказать обратный звонок
×
Войдите или зарегистрируйтесь
Авторизация
*
*
Генерация пароля
×
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля