Информационные решения для обеспечения требований к предприятиям, выполняющим
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ (ГОЗ)
Требования Законодательства к ИТ
Требования Законодательства к ИТ
Особенность предприятий, работающих с государственным оборонным заказом (ГОЗ), в том, что их работа регламентируется рядом специальных законов, накладывающих дополнительные требования к деятельности, управлению и ведению отчетности. Организовать работу в соответствии с этими требованиями достаточно сложно без соответствующей автоматизации бизнес-процессов. Таким образом, законодательное поле накладывает определенные требования и к информационному полю.
В первую очередь законодательство о ГОЗ регламентирует ЦЕНЫ, СРОКИ исполнения и УЧЕТ (позаказный учет), КАЧЕСТВО. Таким образом, регламентируется ТРИ основных критерия управления предприятием: СЕБЕСТОИМОСТЬ-СРОК-КАЧЕСТВО На первое место перед оборонными предприятиями выходит СРОК выполнения. И это понятно. Чтобы произвести стратегическое изделие, погружаемое в океанские глубины задействовано около 1000 предприятий, для стратегического бомбардировщика – 800.Каждое предприятие-исполнитель должно выдержать срок своего заказа. При этом соблюсти качество и не выйти за пределы себестоимости
Правила ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, стандарты качества предъявляют следующие требования к информационной системе: — единство предоставления взаимосвязанной информации и привязка к заказу; — идентификация и прослеживаемость информации; — реализация процессного подхода; — план-фактный анализ работы предприятия. Каким образом построить эффективное управление производством, как на организационную структуру наложить информационные взаимосвязи и создать информационное поле с соответствующими программными средствами — в материалах на данном сайте.
Действующее законодательство РФ, в сфере регулирования работы с государственными оборонными заказами, регламентирует:
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ"
Основной закон, регламентирующий работу предприятий, выполняющих ГОЗ. Он обязует предприятия обосновать цену, определить сроки выполнения государственных контрактов и вести позаказный учет деятельности по каждому из них. Позаказный учет касается как головного исполнителя, так и исполнителей:
Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
Головной исполнитель:
п.1 определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки ... ;
п.12 обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;
п.18 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту ...;
Исполнитель:
п.16 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту ...;
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
Документ, определяющий правила ведения раздельно учета по заказам и предоставления отчета об исполнении ГОЗ.
п.1 Организации, выполняющие государственный оборонный заказ (головной исполнитель), ... осуществляют учет производственных и коммерческих затрат ... отдельно по каждому государственному контракту ... Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельные изделия ...
п.4 Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой ... и суммой всех расходов ...
Согласно этому Постановлению предприятиям необходимо не только вести учет затрат по каждому заказу отдельно, но и группировать эти затраты соответствующим образом.
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
До подписания этого постановления перед предприятиями, выполняющими ГОЗ, стояло две задачи по обоснованию трудоемкости:
- при заключении контракта (договорная)
- по результатам деятельности (фактическая)
Из этого вытекала основная проблема – СХОДИМОСТЬ двух трудоемкостей и как обосновать трудоемкость. Это порождало несколько разных видов трудоемкости: «зарплатная», «плановая», «отчетная»... Информационный прослеживаемый цикл трудоемкости разрывался. Порождались дополнительные или неклассические ветки трудоемкости.
Появление постановления №1465 фактически отменяет обязательную сходимость, а даже наоборот, стимулирует ее расхождение в сторону уменьшения:
п.57 В случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пункте 6 настоящего Положения, или его этапов фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности (прибыли), учтенную в составе цены государственного контракта (контракта), сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, за счет проведения мероприятий по снижению затрат на поставку (включая производство) продукции (снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращению расходов на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), совершенствованию технологии, управления и других мероприятий, оформленных документально), и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены надлежащим образом и в полном объеме, а также соблюдены требования законодательства о государственном оборонном заказе, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), принятой в цене государственного контракта (контракта).
Также Постановление Правительства стимулирует предприятия к оптимизации и, следовательно, к автоматизации подготовки, управления производством и к автоматизации самого производства и сокращения издержек:
п.54 ... В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере до 25 процентов этих затрат.
Согласно действующему законодательству (ПП РФ №1465 от 02.12.2017) исполнитель должен обосновать затраты требуемые для исполнения государственных контрактов
В связи с тем, что в структуре себестоимости продукции основными статьями выступают статьи по материальным и трудовым затратам, то важность и значимость системы обоснованного материального и трудового нормирования только возрастает:
- Можно выходить на реалистичное планирование по реалистичным обоснованным нормам времени.
- Закупать материалы точно в срок и в требуемом количестве.
- Платить реалистичную зарплату по реальным нормам времении.
- Не надо организовывать два потока трудоемкости.
- Есть стимул к оптимизации, автоматизации и сокращению издержек.
Роль программного обеспечения в ценообразовании и место в структуре цены государственного контракта инвестиций на их приобретение
ПП РФ №1465 от 02.12.2017 |
Эффективное решение для выполнения требований законодательства ГОЗ при ценообразовании -
|
![]() п.16: Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат и определяется исходя из обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость:
|
![]() РАСЧЕТ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
|
![]() п.37: Обосновывающие документы:
СПРУТ-ОКП
|
![]() НОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
|
![]() ПП РФ №1465 от 02.12.2017п.54: В случае обоснования... необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов),.. плановая рентабельность устанавливается в размере до 25%.
|
![]() ПП РФ №1465 от 02.12.2017п.54: При определении цены на продукцию ... размер плановой рентабельности (прибыли) ... не может превышать ... 20%.
|
![]() ОБОСНОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ программного обеспечения с целью повышения эффективности производства![]() СПРУТ-ТП-Нормирование
![]() СПРУТ-ОКП
![]() SPRUT-CAM
|
Систему управления проще построить, выходя на критерий Сроки, при этом балансируя критерием Себестоимость, а критерий Качество никто и не отменял.
Исполнение требований законодательства к организациям при ведении позаказного учета достаточно трудоемкий процесс без применения специализированного программного обеспечения. Таким программным продуктом выступает СПРУТ-ОКП, обеспечивающим управление производством начиная от расчета плановых затрат на заказ, планирования производства и заканчивая диспетчеризацией и расчетом фактических затрат.
Ведение учета производства в СПРУТ-ОКП позволяет решить задачу по сбору оперативных данных о выполнении заказов, использованию материалов и комплектующих, и затратах трудовых ресурсах на каждый заказ в отдельности. Собранные данные по производственным затратам в последствии могут быть использованы при составления отчета об исполнении государственного контракта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Планирование затрат на заказ
Плановые затраты на заказ рассчитываются по статьям калькуляции в СПРУТ-ОКП при запуске изделий в производство.
В калькуляции рассчитываются прямые и косвенные затраты.
Расчет прямых затрат (материалы и трудозатраты) осуществляется на основе данных из технологических процессов разработанных в СПРУТ-ТП-Нормирование.
Узнать больше о калькуляциях в СПРУТ-ОКП >>.
Планирование заказов
В СПРУТ-ОКП составляется сквозной оперативно-календарный план всего предприятия.
Планирование заказов осуществляется с учетом даты по договору и текущей загрузки оборудования.
На основании составленного плана производства выполняется:
- определение ресурсов требуемых для выполнения заказа: материал и комплектующие, персонал, инструмент
- анализ загрузки оборудования и определение "узких мест"
- планирование закупок материалов и комплектующих по потребности производства
Узнать больше о планировании в СПРУТ-ОКП >>.
Позаказный учет
СПРУТ-ОКП обеспечивает:
- учет затрат отдельно по каждому заказу
- прослеживаемость каждой детали и сборочной единицы заказа
- ведение первичной учетной документации
Узнать больше о диспетчеризации в СПРУТ-ОКП >>.
Фактические затраты на заказ
На основании выполненных учетов СПРУТ-ОКП рассчитывает фактические затраты расдельно по каждому заказу с распределением по статьям калькуляции с учетом:
- фактических цен материалов и комплектующих на момент выдачи в производством
- отклонений по трудозатратам
- изменений маршрутов изготовления
Постановление правительства РФ №1465 от 02.12.2017
п.57: В случае если фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности за счёт проведения мероприятий по снижению затрат на производство, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности.
Узнать больше о экономических расчетах в СПРУТ-ОКП >>.
Отчетность по ГОЗ
Организация, выполняющая государственный оборонный контракт, по каждому контракту должна предоставлять отчет об исполнении государственного контракта по форме установленной постановлением правительства РФ №47 от 19.01.1998 (ред. от 04.05.2018 г.).
Форма отчета об исполнении государственного контракта (По постановлению правительства РФ от 19.01.1998 №47 (ред. от 04.05.2018 г.))
Основные проблемы при составлении отчета об исполнении ГОЗ:
- разрозненность информации по заказу
- отсутствие полного комплекта первичных документов
- трудоемкость определения количества и стоимости выданных материалов на заказ
- сложность восстановления данных по трудозатратам на заказ
Программное решение для составления отчета об исполнении ГОЗ
СПРУТ-ОКП предоставляет информацию, требуемую для составления отчета об исполнении ГОЗ. В системе аккумулируется информация по целевым параметрам и фактическим данным выполнения заказов.
ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА,
КОНТРАКТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ:
Качество
Внедрение системы менеджмента качества (СМК) является обязательными для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.
Качество – один из трех основных критериев управления предприятием (вместе с Себестоимостью и Сроком).
ГОСТ РВ 0015-002-2012 "Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Система менеджмента качества
Основной стандарт, регулирующий СМК ГОЗ.
Качество продукции зависит от:
- Управления (роль руководства, процессный подход, управление на основе фактов).
- Изготовления (требования к документации, технологическим процессам, ресурсам, прослеживаемости).
Планирование, Сроки, Факты
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
Важная роль в Процессах жизненного цикла продукции (п.7) отводится Планированию последовательности и сроков работ (п.7.1.1) и планированию по постановке военной продукции на производство, а также определение потребности в ресурсах (п.7.5.1.1).
Система оперативно-календарного планирования и диспетчеризации СПРУТ-ОКП реализует процессный подход и обеспечить управление на основе фактов.
Технологический процесс
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 4.2.3.2 Конструкторская, технологическая и программная документация по комплектности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД..
Технологический процесс – основа качества изготовления продукции.
СПРУТ-ТП-Нормирование обеспечивает:
- разработку технологических процессов (ТП)
- нормирование ТП с использование > 200 форм документов ЕСТД
- нормоконтроль полноты информации в технологической документации (ТД).
Узнать больше о СПРУТ-ТП-Нормирование >>.
Прослеживаемость
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 7.5.3 Идентификация.
Идентификация продукции на всех стадиях жизненного цикла.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
п. 3.6.13 Прослеживаемость:
Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта к:
- происхождению материалов и комплектующих
- истории создания.
СПРУТ-ОКП обеспечивает идентификацию и индивидуальную прослеживаемость изготовления от материала заготовки до готовой продукции с использованием штрих-кодирования.
Открытие спец. счетов
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном Заказе», в целях обеспечения контроля целевого использования средств, предусматривается использование механизма обязательного банковского сопровождения.
Открываем отдельные счета в качестве соисполнителей ГОЗ в уполномоченных банках согласно ст.8.1 №275-ФЗ:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Приобретение прав на использование программного обеспечения можно отнести к номенклатуре общепроизводственных затрат или номенклатуре общехозяйственных затрат согласно Приложениям 5 и 6 к Порядку определения состава затрат на производство промышленной продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (в ред. Приказа Минпромторга России от 07.11.2013 N 1773).
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
10 | Прочие работы общепроизводственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на использование программного обеспечения, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
11 | Прочие работы общехозяйственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на программное обеспечение, используемое в производстве и управлении, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
Требования Законодательства к ИТ
Требования Законодательства к ИТ
Особенность предприятий, работающих с государственным оборонным заказом (ГОЗ), в том, что их работа регламентируется рядом специальных законов, накладывающих дополнительные требования к деятельности, управлению и ведению отчетности. Организовать работу в соответствии с этими требованиями достаточно сложно без соответствующей автоматизации бизнес-процессов. Таким образом, законодательное поле накладывает определенные требования и к информационному полю.
В первую очередь законодательство о ГОЗ регламентирует ЦЕНЫ, СРОКИ исполнения и УЧЕТ (позаказный учет), КАЧЕСТВО. Таким образом, регламентируется ТРИ основных критерия управления предприятием: СЕБЕСТОИМОСТЬ-СРОК-КАЧЕСТВО На первое место выходит перед оборонными предприятиями выходить СРОК выполнения. И это понятно. Чтобы произвести стратегическое изделие, погружаемое в океанские глубины задействовано около 1000 предприятий, для стратегического бомбардировщика – 800.Каждое предприятие-исполнитель должно выдержать срок своего заказа. При этом соблюсти качество и не выйти за пределы себестоимости
Правила ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, стандарты качества предъявляют следующие требования к информационной системе: — единство предоставления взаимосвязанной информации и привязка к заказу; — идентификация и прослеживаемость информации; — реализация процессного подхода; — план-фактный анализ работы предприятия. Каким образом построить эффективное управление производством, как на организационную структуру наложить информационные взаимосвязи и создать информационное поле с соответствующими программными средствами — в материалах на данном сайте.
Действующее законодательство РФ, в сфере регулирования работы с государственными оборонными заказами, регламентирует:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №275-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 31.12.2017)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ"
Основной закон, регламентирующий работу предприятий, выполняющих ГОЗ. Он обязует предприятия обосновать цену, определить сроки выполнения государственных контрактов и вести позаказный учет деятельности по каждому из них. Позаказный учет касается как головного исполнителя, так и исполнителей:
Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
Головной исполнитель:
п.1 определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки ... ;
п.12 обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;
п.18 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту ...;
Исполнитель:
п.16 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту ...;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №47 от 19.01.1998 (ред. 04.05.2018)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
Документ, определяющий правила ведения раздельно учета по заказам и предоставления отчета об исполнении ГОЗ.
п.1 Организации, выполняющие государственный оборонный заказ (головной исполнитель), ... осуществляют учет производственных и коммерческих затрат ... отдельно по каждому государственному контракту ... Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельные изделия ...
п.4 Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой ... и суммой всех расходов ...
Согласно этому Постановлению предприятиям необходимо не только вести учет затрат по каждому заказу отдельно, но и группировать эти затраты соответствующим образом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №1465 от 02.12.2017
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
До подписания этого постановления перед предприятиями, выполняющими ГОЗ, стояло две задачи по обоснованию трудоемкости:
- при заключении контракта (договорная)
- по результатам деятельности (фактическая)
Из этого вытекала основная проблема – СХОДИМОСТЬ двух трудоемкостей и как обосновать трудоемкость. Это порождало: несколько разных видов трудоемкости: «зарплатная», «плановая», «отчетная»... Информационный прослеживаемый цикл трудоемкости разрывался. Порождались дополнительные или неклассические ветки трудоемкости.
Появление постановления №1465 фактически отменяет обязательную сходимость, а даже наоборот, стимулирует ее расхождение в сторону уменьшения:
п.57 В случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пункте 6 настоящего Положения, или его этапов фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности (прибыли), учтенную в составе цены государственного контракта (контракта), сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, за счет проведения мероприятий по снижению затрат на поставку (включая производство) продукции (снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращению расходов на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), совершенствованию технологии, управления и других мероприятий, оформленных документально), и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены надлежащим образом и в полном объеме, а также соблюдены требования законодательства о государственном оборонном заказе, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), принятой в цене государственного контракта (контракта).
Также Постановление Правительства стимулирует предприятия к оптимизации и, следовательно, к автоматизации подготовки, управления производством и к автоматизации самого производства и сокращения издержек:
п.54 ... В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере до 25 процентов этих затрат.
Согласно действующему законодательству (ПП РФ №1465 от 02.12.2017) исполнитель должен обосновать затраты требуемые для исполнения государственных контрактов
В связи с тем, что в структуре себестоимости продукции основными статьями выступают статьи по материальным и трудовым затратам, то важность и значимость системы обоснованного материального и трудового нормирования только возрастает:
- Можно выходить на реалистичное планирование по реалистичным обоснованным нормам времени.
- Закупать материалы точно в срок и в требуемом количестве.
- Платить реалистичную зарплату по реальным нормам времении.
- Не надо организовывать два потока трудоемкости.
- Есть стимул к оптимизации, автоматизации и сокращению издержек.
Роль программного обеспечения в ценообразовании и место в структуре цены государственного контракта инвестиций на их приобретение


СПРУТ-ТП-Нормирование
- технологическая подготовка производства согласно ГОСТ ЕСТД
- получение обоснованных норм времени
- точный расчет потребности материалов

СПРУТ-ОКП
- оптимальное планирование
- своевременное обеспечение плана
- контроль хода производства и движения материальных потоков

SPRUT-CAM
- эффективное использование оборудования с ЧПУ
Систему управления проще построить, выходя на критерий Сроки, при этом балансируя критерием Себестоимость, а критерий Качество никто и не отменял.
Исполнение требований законодательства к организациям при ведении позаказного учета достаточно трудоемкий процесс без применения специализированного программного обеспечения. Таким программным продуктом выступает СПРУТ-ОКП, обеспечивающим управление производством начиная от расчета плановых затрат на заказ, планирования производства и заканчивая диспетчеризацией и расчетом фактических затрат.
Ведение учета производства в СПРУТ-ОКП позволяет решить задачу по сбору оперативных данных о выполнении заказов, использованию материалов и комплектующих, и затратах трудовых ресурсах на каждый заказ в отдельности. Собранные данные по производственным затратам в последствии могут быть использованы при составления отчета об исполнении государственного контракта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Планирование затрат на заказ
Плановые затраты на заказ рассчитываются по статьям калькуляции в СПРУТ-ОКП при запуске изделий в производство.
В калькуляции рассчитываются прямые и косвенные затраты.
Расчет прямых затрат (материалы и трудозатраты) осуществляется на основе данных из технологических процессов разработанных в СПРУТ-ТП-Нормирование.
Узнать больше о калькуляциях в СПРУТ-ОКП >>.
Планирование заказов
В СПРУТ-ОКП составляется сквозной оперативно-календарный план всего предприятия.
Планирование заказов осуществляется с учетом даты по договору и текущей загрузки оборудования.
На основании составленного плана производства выполняется:
- определение ресурсов требуемых для выполнения заказа: материал и комплектующие, персонал, инструмент
- анализ загрузки оборудования и определение "узких мест"
- планирование закупок материалов и комплектующих по потребности производства
Узнать больше о планировании в СПРУТ-ОКП >>.
Позаказный учет
СПРУТ-ОКП обеспечивает:
- учет затрат отдельно по каждому заказу
- прослеживаемость каждой детали и сборочной единицы заказа
- ведение первичной учетной документации
Узнать больше о диспетчеризации в СПРУТ-ОКП >>.
Фактические затраты на заказ
На основании выполненных учетов СПРУТ-ОКП рассчитывает фактические затраты расдельно по каждому заказу с распределением по статьям калькуляции с учетом:
- фактических цен материалов и комплектующих на момент выдачи в производством
- отклонений по трудозатратам
- изменений маршрутов изготовления
Постановление правительства РФ №1465 от 02.12.2017
п.57: В случае если фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности за счёт проведения мероприятий по снижению затрат на производство, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности.
Узнать больше о экономических расчетах в СПРУТ-ОКП >>.
Отчетность по ГОЗ
Организация, выполняющая государственный оборонный контракт, по каждому контракту должна предоставлять отчет об исполнении государственного контракта по форме установленной постановлением правительства РФ №47 от 19.01.1998 (ред. от 04.05.2018 г.).
Форма отчета об исполнении государственного контракта (По постановлению правительства РФ от 19.01.1998 №47 (ред. от 04.05.2018 г.))
Основные проблемы при составлении отчета об исполнении ГОЗ:
- разрозненность информации по заказу
- отсутствие полного комплекта первичных документов
- трудоемкость определения количества и стоимости выданных материалов на заказ
- сложность восстановления данных по трудозатратам на заказ
Программное решение для составления отчета об исполнении ГОЗ
СПРУТ-ОКП предоставляет информацию, требуемую для составления отчета об исполнении ГОЗ. В системе аккумулируется информация по целевым параметрам и фактическим данным выполнения заказов.
ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА,
КОНТРАКТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ:
Качество
Внедрение системы менеджмента качества (СМК) является обязательными для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.
Качество – один из трех основных критериев управления предприятием (вместе с Себестоимостью и Сроком).
ГОСТ РВ 0015-002-2012 "Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Система менеджмента качества
Основной стандарт, регулирующий СМК ГОЗ.
Качество продукции зависит от:
- Управления (роль руководства, процессный подход, управление на основе фактов).
- Изготовления (требования к документации, технологическим процессам, ресурсам, прослеживаемости).
Планирование, Сроки, Факты
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
Важная роль в Процессах жизненного цикла продукции (п.7) отводится Планированию последовательности и сроков работ (п.7.1.1) и планированию по постановке военной продукции на производство, а также определение потребности в ресурсах (п.7.5.1.1).
Система оперативно-календарного планирования и диспетчеризации СПРУТ-ОКП реализует процессный подход и обеспечить управление на основе фактов.
Технологический процесс
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 4.2.3.2 Конструкторская, технологическая и программная документация по комплектности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД..
Технологический процесс – основа качества изготовления продукции.
СПРУТ-ТП-Нормирование обеспечивает:
- разработку технологических процессов (ТП)
- нормирование ТП с использование > 200 форм документов ЕСТД
- нормоконтроль полноты информации в технологической документации (ТД).
Узнать больше о СПРУТ-ТП-Нормирование >>.
Прослеживаемость
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 7.5.3 Идентификация.
Идентификация продукции на всех стадиях жизненного цикла.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
п. 3.6.13 Прослеживаемость:
Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта к:
- происхождению материалов и комплектующих
- истории создания.
СПРУТ-ОКП обеспечивает идентификацию и индивидуальную прослеживаемость изготовления от материала заготовки до готовой продукции с использованием штрих-кодирования.
Открытие спец. счетов
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном Заказе», в целях обеспечения контроля целевого использования средств, предусматривается использование механизма обязательного банковского сопровождения.
Открываем отдельные счета в качестве соисполнителей ГОЗ в уполномоченных банках согласно ст.8.1 №275-ФЗ:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Приобретение прав на использование программного обеспечения можно отнести к номенклатуре общепроизводственных затрат или номенклатуре общехозяйственных затрат согласно Приложениям 5 и 6 к Порядку определения состава затрат на производство промышленной продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (в ред. Приказа Минпромторга России от 07.11.2013 N 1773).
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
10 | Прочие работы общепроизводственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на использование программного обеспечения, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
11 | Прочие работы общехозяйственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на программное обеспечение, используемое в производстве и управлении, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
Требования Законодательства к ИТ
Требования Законодательства к ИТ
Особенность предприятий, работающих с государственным оборонным заказом (ГОЗ), в том, что их работа регламентируется рядом специальных законов, накладывающих дополнительные требования к деятельности, управлению и ведению отчетности. Организовать работу в соответствии с этими требованиями достаточно сложно без соответствующей автоматизации бизнес-процессов. Таким образом, законодательное поле накладывает определенные требования и к информационному полю.
В первую очередь законодательство о ГОЗ регламентирует ЦЕНЫ, СРОКИ исполнения и УЧЕТ (позаказный учет), КАЧЕСТВО. Таким образом, регламентируется ТРИ основных критерия управления предприятием: СЕБЕСТОИМОСТЬ-СРОК-КАЧЕСТВО На первое место выходит перед оборонными предприятиями выходить СРОК выполнения. И это понятно. Чтобы произвести стратегическое изделие, погружаемое в океанские глубины задействовано около 1000 предприятий, для стратегического бомбардировщика – 800.Каждое предприятие-исполнитель должно выдержать срок своего заказа. При этом соблюсти качество и не выйти за пределы себестоимости
Правила ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, стандарты качества предъявляют следующие требования к информационной системе: — единство предоставления взаимосвязанной информации и привязка к заказу; — идентификация и прослеживаемость информации; — реализация процессного подхода; — план-фактный анализ работы предприятия. Каким образом построить эффективное управление производством, как на организационную структуру наложить информационные взаимосвязи и создать информационное поле с соответствующими программными средствами — в материалах на данном сайте.
Действующее законодательство РФ, в сфере регулирования работы с государственными оборонными заказами, регламентирует:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №275-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 31.12.2017)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ"
Основной закон, регламентирующий работу предприятий, выполняющих ГОЗ. Он обязует предприятия обосновать цену, определить сроки выполнения государственных контрактов и вести позаказный учет деятельности по каждому из них. Позаказный учет касается как головного исполнителя, так и исполнителей:
Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителяГоловной исполнитель:
п.1 определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки ... ;
п.12 обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;
п.18 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту ...;
Исполнитель:
п.16 ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту ...;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №47 от 19.01.1998 (ред. 04.05.2018)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
Документ, определяющий правила ведения раздельно учета по заказам и предоставления отчета об исполнении ГОЗ.
п.1 Организации, выполняющие государственный оборонный заказ (головной исполнитель), ... осуществляют учет производственных и коммерческих затрат ... отдельно по каждому государственному контракту ... Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельные изделия ...
п.4 Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой ... и суммой всех расходов ...
Согласно этому Постановлению предприятиям необходимо не только вести учет затрат по каждому заказу отдельно, но и группировать эти затраты соответствующим образом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №1465 от 02.12.2017
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
До подписания этого постановления перед предприятиями, выполняющими ГОЗ, стояло две задачи по обоснованию трудоемкости:
- при заключении контракта (договорная)
- по результатам деятельности (фактическая)
Из этого вытекала основная проблема – СХОДИМОСТЬ двух трудоемкостей и как обосновать трудоемкость. Это порождало: несколько разных видов трудоемкости: «зарплатная», «плановая», «отчетная»... Информационный прослеживаемый цикл трудоемкости разрывался. Порождались дополнительные или неклассические ветки трудоемкости.
Появление постановления №1465 фактически отменяет обязательную сходимость, а даже наоборот, стимулирует ее расхождение в сторону уменьшения:
п.57 В случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пункте 6 настоящего Положения, или его этапов фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности (прибыли), учтенную в составе цены государственного контракта (контракта), сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, за счет проведения мероприятий по снижению затрат на поставку (включая производство) продукции (снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращению расходов на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), совершенствованию технологии, управления и других мероприятий, оформленных документально), и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены надлежащим образом и в полном объеме, а также соблюдены требования законодательства о государственном оборонном заказе, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), принятой в цене государственного контракта (контракта).
Также Постановление Правительства стимулирует предприятия к оптимизации и, следовательно, к автоматизации подготовки, управления производством и к автоматизации самого производства и сокращения издержек:
п.54 ... В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере до 25 процентов этих затрат.
Согласно действующему законодательству (ПП РФ №1465 от 02.12.2017) исполнитель должен обосновать затраты требуемые для исполнения государственных контрактов
В связи с тем, что в структуре себестоимости продукции основными статьями выступают статьи по материальным и трудовым затратам, то важность и значимость системы обоснованного материального и трудового нормирования только возрастает:
- Можно выходить на реалистичное планирование по реалистичным обоснованным нормам времени.
- Закупать материалы точно в срок и в требуемом количестве.
- Платить реалистичную зарплату по реальным нормам времении.
- Не надо организовывать два потока трудоемкости.
- Есть стимул к оптимизации, автоматизации и сокращению издержек.
Роль программного обеспечения в ценообразовании и место в структуре цены государственного контракта инвестиций на их приобретение


СПРУТ-ТП-Нормирование
- технологическая подготовка производства согласно ГОСТ ЕСТД
- получение обоснованных норм времени
- точный расчет потребности материалов

СПРУТ-ОКП
- оптимальное планирование
- своевременное обеспечение плана
- контроль хода производства и движения материальных потоков

SPRUT-CAM
- эффективное использование оборудования с ЧПУ
Систему управления проще построить, выходя на критерий Сроки, при этом балансируя критерием Себестоимость, а критерий Качество никто и не отменял.
Исполнение требований законодательства к организациям при ведении позаказного учета достаточно трудоемкий процесс без применения специализированного программного обеспечения. Таким программным продуктом выступает СПРУТ-ОКП, обеспечивающим управление производством начиная от расчета плановых затрат на заказ, планирования производства и заканчивая диспетчеризацией и расчетом фактических затрат.
Ведение учета производства в СПРУТ-ОКП позволяет решить задачу по сбору оперативных данных о выполнении заказов, использованию материалов и комплектующих, и затратах трудовых ресурсах на каждый заказ в отдельности. Собранные данные по производственным затратам в последствии могут быть использованы при составления отчета об исполнении государственного контракта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Планирование затрат на заказ
Плановые затраты на заказ рассчитываются по статьям калькуляции в СПРУТ-ОКП при запуске изделий в производство.
В калькуляции рассчитываются прямые и косвенные затраты.
Расчет прямых затрат (материалы и трудозатраты) осуществляется на основе данных из технологических процессов разработанных в СПРУТ-ТП-Нормирование.
Узнать больше о калькуляциях в СПРУТ-ОКП >>.
Планирование заказов
В СПРУТ-ОКП составляется сквозной оперативно-календарный план всего предприятия.
Планирование заказов осуществляется с учетом даты по договору и текущей загрузки оборудования.
На основании составленного плана производства выполняется:
- определение ресурсов требуемых для выполнения заказа: материал и комплектующие, персонал, инструмент
- анализ загрузки оборудования и определение "узких мест"
- планирование закупок материалов и комплектующих по потребности производства
Узнать больше о планировании в СПРУТ-ОКП >>.
Позаказный учет
СПРУТ-ОКП обеспечивает:
- учет затрат отдельно по каждому заказу
- прослеживаемость каждой детали и сборочной единицы заказа
- ведение первичной учетной документации
Узнать больше о диспетчеризации в СПРУТ-ОКП >>.
Фактические затраты на заказ
На основании выполненных учетов СПРУТ-ОКП рассчитывает фактические затраты расдельно по каждому заказу с распределением по статьям калькуляции с учетом:
- фактических цен материалов и комплектующих на момент выдачи в производством
- отклонений по трудозатратам
- изменений маршрутов изготовления
Постановление правительства РФ №1465 от 02.12.2017
п.57: В случае если фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности за счёт проведения мероприятий по снижению затрат на производство, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности.
Узнать больше о экономических расчетах в СПРУТ-ОКП >>.
Отчетность по ГОЗ
Организация, выполняющая государственный оборонный контракт, по каждому контракту должна предоставлять отчет об исполнении государственного контракта по форме установленной постановлением правительства РФ №47 от 19.01.1998 (ред. от 04.05.2018 г.).
Форма отчета об исполнении государственного контракта (По постановлению правительства РФ от 19.01.1998 №47 (ред. от 04.05.2018 г.))
Основные проблемы при составлении отчета об исполнении ГОЗ:
- разрозненность информации по заказу
- отсутствие полного комплекта первичных документов
- трудоемкость определения количества и стоимости выданных материалов на заказ
- сложность восстановления данных по трудозатратам на заказ
Программное решение для составления отчета об исполнении ГОЗ
СПРУТ-ОКП предоставляет информацию, требуемую для составления отчета об исполнении ГОЗ. В системе аккумулируется информация по целевым параметрам и фактическим данным выполнения заказов.
ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА,
КОНТРАКТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ:
Качество
Внедрение системы менеджмента качества (СМК) является обязательными для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.
Качество – один из трех основных критериев управления предприятием (вместе с Себестоимостью и Сроком).
ГОСТ РВ 0015-002-2012 "Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Система менеджмента качества
Основной стандарт, регулирующий СМК ГОЗ.
Качество продукции зависит от:
- Управления (роль руководства, процессный подход, управление на основе фактов).
- Изготовления (требования к документации, технологическим процессам, ресурсам, прослеживаемости).
Планирование, Сроки, Факты
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
Важная роль в Процессах жизненного цикла продукции (п.7) отводится Планированию последовательности и сроков работ (п.7.1.1) и планированию по постановке военной продукции на производство, а также определение потребности в ресурсах (п.7.5.1.1).
Система оперативно-календарного планирования и диспетчеризации СПРУТ-ОКП реализует процессный подход и обеспечить управление на основе фактов.
Технологический процесс
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 4.2.3.2 Конструкторская, технологическая и программная документация по комплектности и содержанию должна соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД..
Технологический процесс – основа качества изготовления продукции.
СПРУТ-ТП-Нормирование обеспечивает:
- разработку технологических процессов (ТП)
- нормирование ТП с использование > 200 форм документов ЕСТД
- нормоконтроль полноты информации в технологической документации (ТД).
Узнать больше о СПРУТ-ТП-Нормирование >>.
Прослеживаемость
ГОСТ РВ 0015-002-2012:
п. 7.5.3 Идентификация.
Идентификация продукции на всех стадиях жизненного цикла.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
п. 3.6.13 Прослеживаемость:
Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта к:
- происхождению материалов и комплектующих
- истории создания.
СПРУТ-ОКП обеспечивает идентификацию и индивидуальную прослеживаемость изготовления от материала заготовки до готовой продукции с использованием штрих-кодирования.
Открытие спец. счетов
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном Заказе», в целях обеспечения контроля целевого использования средств, предусматривается использование механизма обязательного банковского сопровождения.
Открываем отдельные счета в качестве соисполнителей ГОЗ в уполномоченных банках согласно ст.8.1 №275-ФЗ:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Приобретение прав на использование программного обеспечения можно отнести к номенклатуре общепроизводственных затрат или номенклатуре общехозяйственных затрат согласно Приложениям 5 и 6 к Порядку определения состава затрат на производство промышленной продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (в ред. Приказа Минпромторга России от 07.11.2013 N 1773).
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
10 | Прочие работы общепроизводственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на использование программного обеспечения, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
НОМЕНКЛАТУРА ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАТРАТ
11 | Прочие работы общехозяйственного назначения | Расходы на приобретение неисключительного права на программное обеспечение, используемое в производстве и управлении, включая фиксированный разовый и периодические платежи. |
