Программное обеспечение для предприятий ВПК - ООО "Центр СПРУТ-Т"
Кузьмин Б.В., Рубахина В.И.

Как влияет законодательство, регламентирующее работу предприятий ВПК, на выбор программного обеспечения?

Особенность предприятий, работающих с государственным оборонным заказом (ГОЗ), в том, что их работа регламентируется рядом специальных законов, накладывающих дополнительные требования к работе предприятия, его управлению и ведению отчетности (Рис.1). Организовать работу предприятия в соответствии с этими требованиями достаточно сложно без соответствующей автоматизации бизнес-процессов. При выборе ПО необходимо оценить насколько реализуемые в системе бизнес-процессы учитывают эти особенности работы предприятий ВПК, и соответствуют ли они предъявляемым к предприятиям требованиям.

Регламенты работы предприятий ВПК

Государственный оборонный заказ, раздельный учет, качество, сроки

Рис. 1. Регламенты работы предприятий ВПК

Один из основных законов, регламентирующий работу предприятий, выполняющих ГОЗ – это Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями). Он обязует предприятия обосновать цену, определить сроки выполнения государственных контрактов и вести позаказный учет деятельности по каждому из них. Позаказный учет касается как головного исполнителя, так и исполнителей:

«Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
1. Головной исполнитель:
1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки…
18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту; …
2. Исполнитель:…
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту…»

Правила ведения позаказного учета в свою очередь изложены в Постановлении правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47:

«1. Организация … осуществляет учет затрат … отдельно по каждому государственному заказу.
2. Первичная учетная документация … оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
3. Фактические затраты группируются … в следующем порядке:
— прямые затраты…;
— накладные расходы…
…Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
4. Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой… и фактическими затратами.»

Согласно этому Постановлению предприятиям необходимо не только вести учет затрат по каждому заказу отдельно, но и группировать эти затраты соответствующим образом.
Материальные и трудовые затраты являются основными статьями затрат, которые участвуют в расчете и обосновании цены. Процесс ценообразования регламентируется Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 г. N 200 (с изменениями, Приказ Минпромторга России от 07.11.2013 г. №1773):

«II. Состав и содержание статей затрат
5. Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции … В организациях, выполняющих государственный оборонный заказ, учет затрат … следует осуществлять отдельно по каждому виду продукции. Несоблюдение … критерия обоснованности … и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
6. Статья калькуляции «Затраты на материалы» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов … в качестве прямых затрат исходя из установленных норм и нормативов расхода материалов …
7. Статья калькуляции «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих» включает основную заработную плату и дополнительную заработную плату …относящуюся на конкретные изделия (заказы) в качестве прямых затрат.»

Таким образом, для реализации раздельного учета требуется выявить ту трудоемкость и те материалы, которые относятся к конкретному заказу, и подтвердить эти данные соответствующей первичной документацией.

Проблемы реализации позаказного учета

Одна из проблем реализации позаказного учета заключается в том, что информация на предприятия, зачастую, разрознена, трудно восстановить и собрать все документы по заказу, посчитать количество и стоимость выданных на конкретный заказ материалов, восстановить все данные по трудозатратам на него.

Выписываемые рабочие наряды (РН) на выполнение операции детали, сборочной единицы не всегда могут содержать привязку к заказу. Либо деталь может быть поставлена в план в отрыве от заказа, например, в качестве унфицированной. Также может выписываться сменное задание рабочему, в котором могут содержаться несколько операций разных деталей, которые не будут привязаны к заказу.

Впоследствии и возникает задача: как восстановить, привязать и доказать затраченную трудоемкость на заказ. Существуют еще и разрывы между этапами «жизненного цикла» трудоемкости. Рассмотрим прослеживаемость трудоемкости и разрывы информации (Рис.2).

СПРУТ-ТП-Нормирование Автоматизация технологических процессов

Рис. 2. Прослеживаемость трудоемкости

На этапе заключения договора формируется договорная трудоемкость по заказу, которая обычно определяться на основании экспертной оценки, аналогов или предварительного нормирования обоснуется и согласуется с заказчиком. Информация из договора является основанием для формирования долгосрочного плана производства, в котором фигурирует плановая трудоемкость. Долгосрочная плановая трудоемкость обычно совпадает с договорной.

На этапе разработки технологической документации рассчитывается норма времени. Эта норма времени в технологическом процессе (ТП) может быть технически-обоснованная (отражающая время, за которое работа реально должна выполняться), а может быть и «зарплатная» (для поддержания необходимого уровня заработной платы рабочего, находящегося на сдельной оплате труда). Таким образом, договорная трудоемкость может отличаться от трудоемкости, записанной в ТП.

Следующий информационный разрыв может возникать между трудоемкостью, записанной в ТП и трудоемкостью, выписываемой в РН. Норма времени из технологического процесса (ТП) не попадает напрямую в рабочий наряд (РН), а следует через ряд дополнительных промежуточных документов, в которых и происходит искажение.

После выполнения работы происходит закрытие РН. На данном этапе также могут возникнуть искажения: данные в закрытом РН могут не совпадать с данными в выданном.

Далее на основании данных о фактической трудоемкости формируются отчетные документы, но и тут может возникнуть разрыв. Бывают ситуации, в которых данные в отчетных документах формируются не на основании фактической трудоемкости.

Поэтому стоит задача построить работу на предприятии таким образом, чтобы устранить как информационные разрывы этапами прохождения трудоемкости, так и разрывы в привязке трудоемкости к заказу.

Проблемы привязки к заказу материалов аналогичны привязки трудоемкости. Выдача в цех материалов может вестись по заявкам от производства по потребности на день, неделю и без привязки к конкретным заказам. Из-за этого очень сложно обосновать затраты на материалы и трудоемкость по заказу.

Решение этих проблем для предприятия выливается или в большие трудозатраты, или в проблемы с контролирующими органами. Поэтому на производстве требуется организовать электронный и бумажный документооборот так, чтобы всегда можно было восстановить и проследить к какому заказу документация относится (Рис. 3).

СПРУТ-ОКП Управление производством Планирование Диспетчеризация Склад Снабжение

Рис. 3. Привязка документации к Заказу

Требования к ПО

Задача информационной системы — автоматизировать необходимые бизнес-процессы и документооборот с обеспечением прослеживаемости информации.

Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности предъявляют следующие требования к информационной системе: • единство предоставления взаимосвязанной информации и привязка к заказу; • идентификация и прослеживаемость информации; • реализация процессного подхода; • план-фактный анализ работы предприятия.

Выполнение этих правил в информационной системе сведет реализацию раздельного учета и расчета калькуляции по конкретному заказу к нажатию одной кнопки. Это станет возможным, так как информация в системе взаимосвязана, требования и выдача материалов со склада, выданные рабочие наряды и закрытые можно соотнести между собой и привязать к заказу. Всю информацию по трудовым и материальным затратамю можно проследить и собрать.

Это соответствует принципам, изложенным в системе менеджмента качества (СМК) стандартов семейства ISO 900х (для предприятий ВПК действует стандарт качества ГОСТ РВ 0015-002-2012, основанный на ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и расширенный с учетом особенностей выполнения ГОЗ):

«3.5.4. ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ (traceability): возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается»

То есть, если мы хотим создать такую систему управления производством, которая бы отвечала вышеизложенным требованиям, то требуется создать соответствующую модель функционирования и представить ее в виде процесса. Руководство как создать такую модель содержится все в тех же ГОСТ СМК:

«…Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего…
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы …
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность понимания и выполнения требований, необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности, достижения результатов выполнения процессов и их результативности, постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.» (Рис. 4).

СПРУТ-ОКП Управление производством Планирование Диспетчеризация Склад Снабжение

Рис. 4. Функциональная модель.

Пример построения бизнес-процесса и реализации процессного подхода в управлении производством представлен на Рис.5. В каждый прямоугольник вписывается исполняемая функция; входом и выходом являются документы, информационные потоки; сверху управление в виде нормативной документации, приказы; снизу механизм реализации функции: подразделения предприятия, а также соответствующее программное обеспечение.

СПРУТ-ОКП Управление производством Планирование Диспетчеризация Склад Снабжение

Рис. 5. Функциональная модель работы предприятия

Каждая функция из представленных на Рис.5 может дальше детализироваться до необходимого уровня (Рис.6).

СПРУТ-ОКП Управление производством Планирование Диспетчеризация Склад Снабжение

Рис. 6. Детализация функциональной модели работы предприятия

Обеспечение прослеживаемости информации и ее достоверности в информационных системах позволяет реализовать еще один принцип СМК – это управление на основании фактов.

СПРУТ-ТП-Нормирование, СПРУТ-ОКП, SprutCAM Автоматизация подготовки и управления производства

Рис. 7. Сравнение затрат по заказу

Это седьмой принцип менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2008, который утверждает, что принятие решений должно основываться на фактах. Он означает, что анализ деятельности предприятия должен быть точным, объективным, опираться на проверенную и достоверную информацию, которая отображает то, что на самом деле происходит. Реализация этого принципа в ПО позволяет предприятию в любой момент времени увидеть финансовые результаты своей работы по каждому заказу (Рис. 7) и работать в оперативном режиме для обеспечения быстроты и четкости проведения анализа и принятия управленческих решений (см. РИТМ 10 (98) 2014 стр. 30-31 «Инструмент управления предприятием на основании достоверных фактов»).

Об особенностях внедрения программных продуктов для предприятий ВПК читайте в следующем номере журнала РИТМ.

Цитата

Статья опубликована в журнале «РИТМ Машиностроение» № 8 (106) 2015 г.

*
*
Регистрация
*
*
*
фамилия только русскими буквами
имя только русскими буквами

Пожалуйста, выберите картинку с изображением Ракеты * :


Нажимая на кнопку "Зарегистрироваться", Вы даёте согласие на обработку персональных данных.
Генерация пароля